| Бизнес в Чехии | Варианты готового бизнеса | Недвижимость | | Совместная деятельность | Эмиграция в Чехию |

Ресторанный бизнес

После "бархатной революции" 1989 года и начала либерализации в области предпринимательства в Чехии стали появляться частные рестораны с различными видами кухни. Началась конкуренция в сфере общественного питания.

Увеличению числа точек общепита в Чехии способствовала и реституция. Получив от государства свою недвижимость, большинство владельцев домов стали сдавать в аренду нежилую их часть под рестораны, магазины, галереи, офисы и т.д. В результате появилось несколько сотен заведений на любой вкус - пиццерий, закусочных "fast food" , китайских и иных восточных ресторанов, французских винных ресторанов, стейк-хаузов и т.п. В жесткой конкурентной борьбе устояли сильнейшие, много точек перепродавались или закрывались. В итоге на сегодняшний день процветают рестораны, расположенные в наиболее оживленных частях города, и в которых сбалансированны цены для всех категорий посетителей, высокий уровень обслуживания, уютный интерьер и, самое главное, вкусные и качественные блюда. Кулинарное искусство везде и всегда в первую очередь притягивало посетителей в рестораны.

В Праге подавляющее большинство ресторанов (95%), расположенных в нежилых помещениях, сдаваемых владельцем дома в аренду на длительный срок (от 5 дольше). И если вам кто-то станет говорить, что ресторанное помещение принадлежит хозяину ресторана, то, скорее всего это те 5 % случаев, когда владелец дома сам открыл ресторан.

Подавляющее большинство домовладельцев никогда не продаст часть своей недвижимости - это для них очень невыгодно по следующим причинам:

- во-первых, нежилые помещения, по законам Чехии, можно сдавать за любую цену, без "потолка" арендной платы, который установлен для жилых помещений, что позволяет хозяину дома зарабатывать на этом больше, чем, скажем от сдачи в аренду всех квартир в доме; но не думайте, что цена аренды слишком высокая - ее диктует рынок недвижимости, в центре Праги она составляет 100-150 долларов за 1 кв.метр в год;

- во-вторых, нежилые помещения очень сложно технически отделить от всего объекта недвижимости и продать - это связано с изменением статуса недвижимости (rekolaudace), которое будет стоить огромных денег и может занять несколько лет;

- в-третьих, у каждого домовладельца есть наследники, которым необходимо что-то оставить после себя, тем более что недвижимость всегда в цене;

- в-четвертых, часто у одного дома несколько совладельцев-родственников; для продажи требуется согласие всех совладельцев, но кто-то из них окажется против, и сделка может не состояться.

Если вы ищете выгодные для инвестирования области предпринимательства в Чешской Республике, то ресторанное дело непременно привлечет ваше внимание.

Приведу простое сравнение.

Самая высокая ставка на депозитный вклад в банке составляет 12-12,5% годовых. Что касается окупаемости ресторана, то срок возврата инвестиций зависит от каждого конкретного случая, но обычно он составляет 2-2,5 года, другими словами 3,5-4,5% в месяц, при 42-54% годовых в чешских кронах.

Выгода очевидна.

На сегодня технология открытия ресторанного дела примерно такова. Необходимо:

- получить лицензию открытия ресторанную деятельность;

- подобрать нежилое помещение в оживленном месте города;

- заключить договор аренды этого помещения с владельцем дома на как можно более длительный срок, заплатить налог за 1-3 последних месяца аренды;

- заключить договора с коммунальными службами на снабжение электричеством, газом, водой и т.д.;

- установить (перерегистрировать) телефонную линию;

- закупить и установить технологическое оборудование;

- оформить интерьер;

- тщательно подобрать персонал;

- желательно купить и установить компьютерную ресторанную систему и обучить персонал работе с ней;

- заключить договора с поставщиками продуктов и напитков;

- подготовить и напечатать визитки и рекламные буклеты;

- составить и распечатать меню;

- торжественно открыть ресторан и начать получать прибыль.

Существует и другая возможность вступить в ресторанный бизнес - приобрести уже работающий ресторан, известный и "раскрученный". Однако необходимо иметь в виду, что найти и купить его очень непросто, так как редко кто захочет продавать прибыльное предприятие. Тем не мене, шансы у вас есть.

Не пытайтесь в новой для вас стране все делать сами. Это обычно оборачивается потерей денег и времени. Обратитесь к специалистам в области ресторанного дела.

Изучив рекламные объявления и выбрав для осмотра несколько различных ресторанов (кафе, винных ресторанов, пивных и т.д.), приступайте к изучению этих заведений. Желательно это делать с местными специалистом-профессионалом.

Прежде всего, ресторан должен быть расположен в оживленном месте. В Праге это районы Прага 1 и Прага 2, где сконцентрированы почти все достопримечательности города, проходят туристические маршруты и расположены многочисленные учреждения, офисы фирм, банков и т.д. в других случаях потребуется скрупулезно изучить данный район города и прикинуть возможное число посетителей.

Далее ознакомьтесь с помещением, состоянием оборудования, технологией производства, интерьером, складскими помещениями, состоянием санитарного оборудования и т.д. убедитесь в соответствии состояния ресторана санитарно-гигиеническим нормам, которые в Чехии весьма жесткие. Посетите ресторан несколько раз в разное время или попросите об этом своих знакомых.

При посещениях ресторана понаблюдайте за персоналом, но ни в коем случае ни с кем не ведите никаких коммерческих переговоров. Все вопросы адресуйте только хозяину ресторана. Начиная свое дело, всегда помните о клиентах. В Чехии, как и везде в мире, посетители ресторана делятся на 2 категории: приезжие гости и местные жители.

Количество туристов в Чехии в 1998 году хоть и немного уменьшилось по сравнению с предыдущими годами (людей "перетянул" чемпионат мира по футболу во Франции), тенденция к увеличению их числа очевидна, особенно с приближение даты присоединения Чехии к Европейскому Союзу. Подавляющее большинство туристов едет в Прагу и другие города не столько посмотреть исторические памятники, сколько потратить деньги на рестораны, покупки, развлечения и т.д. То, что Чехия пока очень недорогая страна, факт общеизвестный. Так что отбоя от немцев, американцев. Итальянцев, французов и других иностранцев не будет.

Что касается местных жителей, то все больше чехов могут позволить себе сходить не только в пивную, но и в вместе с семьей в уютный ресторанчик. Готовить дома чехи не любят, а вкусно выпить и закусить любят все. Вот и идут в рестораны.

Не делайте распространенной ошибки и не сравнивайте доходы от ресторанного бизнеса в России (особенно в Москве) и в Чехии. Хотя в Чехии из-за низких цен доходы от ресторанов несколько ниже, тем не менее, как в правовом государстве, заниматься бизнесом здесь гораздо безопаснее, как в экономическом, так и в социальном отношении. В стране не происходят финансовые и экономические катастрофы подобные августовскому краху в России. Общественная безопасность защищена законом и позволяет работать без страха.

"Чехия сегодня", ноябрь 1998г.

Вернуться к разделу "Варианты готового бизнеса".Вернуться к разделу Варианты готового бизнеса.


| Бизнес в Чехии | Варианты готового бизнеса | Недвижимость | | Совместная деятельность | Эмиграция в Чехию |
Прага:
+ 4202 24941450
rona@europe.com
Наши подробные координаты Москва:
+007(095) 925-6211
kord@russiamail.com